Оказание юридических услуг в Омске

Возврат страховки по кредиту

Ответы
Часто задаваемый вопрос клиентов, возможно ли вернуть страховку по кредиту? Во время действия кредита, после его выплаты. Какой порядок.

Юридически актуальным до сих пор остается вопрос о возврате навязанных заемщикам в банке страховых услуг.

Нуждающиеся в денежных средствах потребители зачастую соглашаются на дополнительные услуги в кредитных учреждениях. Таких, как страхование жизни и здоровья, страхование от потери работы, страхование на случай смерти и иное. Это вынужденные условия, на которые приходится соглашаться гражданину, так как зачастую не выдают кредит.

Важно!
Потребителю необходимо знать, что после подписания договора кредита существует 14 календарных дней (включая день подписания документов), в течении которых последует 100% возврат страховки. Cогласно Указанию Банка России № 3854-У - заемщик может прекратить действие страхового договора в течение двух недель со дня его подписания.

Учитывая неосведомленность граждан о порядке отказа от сраховки и возврата денежных средств, после подписания договора на выдачу кредита, если гражданин не желает быть застрахованным, в ближайшее время необходимо обратиться к юристам для анализа документов и определения последовательности возврата так называемой страховки.

Алгоритм действий.

В течение 14 дней заемщик должен грамотно составить претензию (досудебную претензию), в которой нужно прописать свое требование вернуть страховую премию. Данный документ необходимо составить в нескольких экземплярах. Один из них – для банка, второй - для страховой компании. Заявления могут содержать одинаковый текст, но в шапке необходимо разграничить получателя.

При этом, как правило, страховые компании располагаются в других областях, поскольку численность их штата невелика, что обязывает заемщика направить им данную претензию почтой (обязательно с описью вложения). Экземпляр же для банка можно отнести лично и получить входящий номер (зарегистрировать).

Обращение в обе организации имеет существенное значение.
В законе о защите прав потребителей (а заемщик как раз является таковым) сказано, что если требования потребителя в досудебном порядке удовлетворены не будут, то в ходе судебных заседаний он имеет право требовать с ответчика в свою пользу 50% штраф от общей суммы заявленных требований за неудовлетворение требований в добровольном (досудебном) порядке.
Что это значит.
Например, сумма страховки 15 000 рублей, направив претензию и не получив возврата денежных средств, суд вернет потребителю дополнительные 7 500 рублей (50% от 15000).

Данный штраф является своего рода санкцией за невозврат страховки в установленные законом сроки. Именно здесь и имеет большое значение уведомление обеих организаций такими досудебными письмами, поскольку в суде надлежащим ответчиком может оказаться не только страховая компания, но в ряде случаев (и такая судебная практика существует) непосредственно сам банк.

Такие инциденты нечасто встречаются, однако имели место быть, - кредитная организация в ходе судебных заседаний обязана предоставить список застрахованных лиц (реестр) и документы о перечислении удержанной суммы по страхованию в адрес страховщика. В противном случае – банк будет являться ответчиком. А значит должна быть претензия и для банка. Таким образом, именно для гарантии получения положительного решения суда и в том числе дополнительных «бонусов» следует придерживаться вышеуказанного алгоритма действий.

К досудебной претензии должно быть приложено:

  • Копия паспорта.
  • Копия страхового полиса.
  • Реквизиты для перечисления денежных средств.

Следует отметить, что указание в заявлении реквизитов для возврата оплаченной страховки иного банка, как показала практика, не приводит к положительному результату, - страховые компании перечисляют страховку именно на тот счет, который привязан к кредиту, да и еще зачастую эти деньги, согласно графика, списывают в счет погашения очередного платежа. То есть в заявлении необходимо указывать реквизиты все же кредитного счета. Данный момент ничем не регламентирован, поэтому лучше пойти навстречу банку и пусть эти средства спишутся в счет долга.

Для возврата страховки юристу необходимо изучить:

  • Договор кредита
  • Полис страхования (или же он может называться заявлением на присоединение к программе страхования, договором страхования)
  • Правила страхования
  • Выписка по лицевому счету (необязательно)

Как правило, клиенту из документов по страхованию выдают только непосредственно полис. Он может не содержать достаточную и полную информацию для возврата страховки. Поэтому квалифицированный юрист, зная эти нюансы, должен изучить все необходимые условия по страхованию, зайдя на сайт непосредственно страховой компании, где в большинстве случаев размещены нужные сведения.

В полисных условиях страховые компании (ООО СК «Сбербанк страхование жизни», АО «СК Благосостояние ОС», ООО «Группа Ренессанс Страхование», ПАО «Совкомбанк») увеличивают срок для добровольного возврата страховки – 30 дней (помимо предусмотренных Банком России 14 дней). При этом данная информация зачастую располагается именно в Правилах страхования. И тут нюанс - необходимо обращать внимание на их редакцию, поскольку, – и такие случаи в судебных инстанциях встречались неоднократно, иная редакция содержит иные условия для возврата страховой премии.

Например, кредитный договор, равно как и полис страхования, заключены в мае 2017 г., на момент заключения действовали правила, утвержденные, приказом № 132, и они предусматривали дополнительный срок в 30 дней, затем, в сентябре 2017г. директор страховой фирмы издает новые положения, где данные 30 дней уже нигде не указаны. А это значит что правомерность направленной претензия на 25 день ставится под сомнение.

То есть в данного рода спорах еще один нюанс – в суде должна быть действующая на момент подписания документов редакция Правил страхования. И для объективной правовой позиции здесь истцу следует в письменном виде готовить запрос и перед судом ходатайствовать о необходимости истребовать дополнительные документы, иначе можно получить отказ в удовлетворении требований, поскольку страховые компании хитрят и направляют в суд выгодную им редакцию Правил.

Итак, после выдачи кредита можно вернуть:

  • Оплаченную страховку (страховую премию)
  • Моральный вред
  • Штраф 50 % за неудовлетворение требований в добровольном порядке
  • Проценты за пользование денежными средствами (неустойку)
  • Расходы с обращением за юрилической помощью

Последние четыре пункта реализуются строго в судебном порядке.
Подача искового заявления со всем необходимым пакетом документов процесс трудоемкий и, с точки зрения результативности, здесь необходимо действовать юристу. Такого рода действия в случае самостоятельного поиска заемщиком статей, положений закона и, главное, требований может привезти к отрицательному решению суда.

Ваша квартира или имущество, находящееся в квартире, пострадали в результате затопления, вы вправе рассчитывать на полное возмещение причиненного вреда. Для этого совершите ряд действий.
Часто задаваемый вопрос клиентов, возможно ли вернуть страховку по кредиту? Во время действия кредита, после его выплаты. Какой порядок.
Направить претензию, подготовить иск, найти суд и подать документы.
Я даю Согласие на обработку своих
персональных данных.